Главное меню
Главная » 2008 » Май » 19 » Выбор игрушки – дело ответственное

03:46
Выбор игрушки – дело ответственное


Выбор игрушки – дело ответственное. Часто перед сознательными родителями возникает дилемма: какую игрушку купить, для какого возраста она пригодна, не слишком ли поздно (рано) давать ее ребенку? Или как игрушка повлияет на развитие умственных или физических способностей малыша? В конечном итоге, как определить, правильная это игрушка или нет?
Педагоги совместно с психологами разработали критерии, по которым родители могут определить «правильность» игрушки: соответствует возрасту малыша; безопасна; способствует физического, умственного, эмоционального развития ребенка; удовлетворяет потребностей познавать что-то новое, развивает воображение, творческие способности; помогает в освобождении от страхов; учит общаться с другими детьми; дает возможность заниматься малышу тем, чем ему нравится; открывает для ребенка мир новых интересных игр.
За этими, на первый взгляд общими, фразами действительно скрыты ценные указания к выбору хорошей развивающей игрушки. Внимательно отнеситесь к материалу, из которого игрушка сделана. Хорошо, если в обиходе ребенка преобладают игрушки из естественных, натуральных материалов: дерева, ткани, глины, кости, шерсти и пр. Разно- образие фактур, нюансы естественных качеств (тяжесть–легкость, тепло–прохлада, шероховатость–гладкость) обогащают восприятие. Малышу интересно не только играть такой вещью, но и просто держать ее в руках, гладить, ощупывать поверхность. В отличие от искусcтвенных, натуральные материалы несут богатую информацию – они теплые, «живые», способные к изменению. Если игрушка деревянная, важно, чтобы все ее поверхности были тщательно обработаны. Если она цветная, стоит обратить внимание на качество окрашивания. Важно, чтобы краска ни в коем случае не облупливалась (маленькие пальчики проделывают это виртуозно), лучше, если она не обволакивает дерево, а пропитывает его, позволяя чувствовать структуру материала.
В первый год жизни у малышей начинают работать пять основных чувств, и игрушки должны помогать им в тренировке органов восприятия. Детей привлекают яркие цветные игрушки разнообразной фактуры и формы, издающие звуки: шум, мелодии, голоса животных, шуршащие и гремящие. Основной способ познания мира в этом возрасте — попробовать игрушку на вкус. Поэтому игрушки должны быть из экологически чистых материалов, моющиеся и без мелких деталей.
У детей от года до 3 лет начинает развиваться мелкая моторика, тесно связанная со становлением речи, поэтому рекомендуются игрушки со шнуровками, пуговичками, замочками — деталями, которые тренируют работу пальцев. Это всевозможные пирамидки, кубики, фигурки людей и животных. Уже с года рекомендуется покупать конструкторы с крупными деталями. Отдельного внимания заслуживают игрушки для купания, превращающие ежедневную процедуру в веселую, занимательную игру.
С 2-х летнего возраста наступает пора приучать малыша к аккуратности и самостоятельности. Хорошо, если у ребенка есть отдельное место в доме, где он может играть, а у игрушек – свой домик. И игрушки должны быть организованы так, чтобы малыш понимал этот порядок: корзинка для мягких зверей, ящик для конструкторов и пр. – только так ребенок сможет научиться поддерживать порядок в личном пространстве. Ценные игрушки – фарфоровые куклы, вещи тонкой ручной работы – лучше приподнять повыше над «обыденным уровнем», это воспитывает уважение и бережное отношение к ним. Игрушки не должны быть свалены кучами: в идеале, у каждой куклы должно быть свое место, своя одежда. Игрушки для маленьких детей можно периодически менять, чередовать. После трех лет дети прекрасно помнят все свои игрушки.
В 3 года пора знакомиться с пластилином, красками, кистями и карандашами. В этом возрасте дети начинают играть с куклами, которых сами воспитывают: кормят, балуют, вместе гуляют, укладывают спать. Появляются ролевые игры: в учителя, доктора, водителя. Большой восторг вызывают пазлы с картинками из мультфильмов и мягкие игрушки. Важно: В 2–3 года ребенку нужна кукла достаточно крупных размеров (30–40 см) – с ней он может самостоятельно управляться. Если кукла и аксессуары (одежда, мебель и пр.) слишком малы, малыш огорчается, что не может справиться с игрой (его моторика пока развита недостаточно).
К 4 - 5-ти годам основным видом деятельности ребенка становится сюжетно-ролевая игра. Для игры становятся необходимы всевозможные фигурки зверушек и человечков. Желательно, чтобы игрушки-животные были знакомы малышу из личного опыта, а не только по книжкам. С одними и теми же игрушками ребенок проигрывает большое количество различных вариантов, развивая фантазию и воображение.
Дети младшего школьного возраста (6—9 лет) сталкиваются с серьезной задачей адаптации к школе. В этом возрасте необходимы игрушки, помогающие сосредоточить внимание, развивающие волю к победе. Например, всевозможные настольные игры, сложные конструкторы, игровые приставки. Также это мягкие игрушки — герои любимых фильмов и мультиков, куклы с наборами одежды, мебели. Важно: В возрасте 6–7 лет можно предлагать более миниатюрные куклы (около 20 см и меньше). Пальчики ребенка в этом возрасте развиты, он способен ловко манипулировать с мельчайшими деталями. В то же время необходимы подвижные игры на свежем воздухе для формирования правильной осанки и стойкого иммунитета.

Категория: Интересные публикации | Просмотров: 1488 | Добавил: cc-adm