Главное меню
Главная » 2012 » Январь » 24 » История неваляшки

13:41
История неваляшки

Неваляшка в России появилась не так давно - менее двухсот лет назад.

Пожалуй, это самая первая игрушка, в которой человек сознательно использовал принцип устойчивого равновесия. Получить человечка, которого никак не уложишь, довольно просто: можно взять просто болванку со сферическим основанием, а в нём закрепить кусочек свинца. В России Неваляшек делали с любовью - точили из дерева на токарном станке, расписывали водяными красками, сушили, покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась от старших младшим.
Первые деревянные неваляшки собственного производства у нас появились на ярмарках в начале 19 века и назывались "кувырканами"; сначала это были купцы, клоуны и девочки на шаре.
Историки полагают, что Неваляшка пришла к нам из Японии. Прототипом этой игрушки стал живший в VI веке нашей эры Бодхидхарма, который был монахом-отшельником. Он пришел в Китай из Индии и основал новую буддийскую секту - "чань", что переводится как "сосредоточение, медитация". Бодхидхарма (в Японии его стали называть Дарума) по преданию девять лет молился и предавался размышлениям, в результате чего пришел к просветлению. Всё это время он просидел лицом к стене своей пещеры, не шевелясь и даже не моргая. От долгого сидения руки и ноги монаха отсохли, поэтому японская неваляшка, которую так и называют, "дарума", не имеет рук и ног.

Данная кукла типа "монах-встанька" была одета в традиционные для буддийских священнослужителей одежды красного цвета (вспомните традиционный красный наряд наших неваляшек!). Обычно куклу делают из дерева или папье-маше, но бывают и более дорогие - из дерева или слоновой кости.

В Японии Дарума превратился в тип неваляшки и стал символом стойкости и выносливости. Даже сложилась такая поговорка: "Семь раз упасть и восемь раз подняться, как Дарума". Многие считают, что эта игрушка приносит удачу людям, упорным в достижении своих целей. На новый год принято дарить друзьям даруму с пожеланиями стойкости. Чем старше становится человек, тем крупнее дарится игрушка. А самое интересное, что у этой игрушки вместо глаз пустые глазницы. Одаренный сам рисует око, загадывая при этом желание. Если желание сбывается, то владелец дарумы "награждает" её вторым глазом, а если этого не происходит, то дарума так и остается с одним глазом до следующего Нового года, после чего игрушку сжигают во время специальной церемонии.
Завезённые в Россию, эти куклы стали прототипом игрушки Ваньки-Встаньки. И через много лет неваляшки прибрели уже всем знакомый вид.
Выбор игрушки – это дело ответственное. Обычно перед сознательными родителями возникает проблема, какую игрушку купить, для какого возраста она пригодна, не слишком ли рано (поздно) давать её малышу? Или как игрушка может повлиять на развитие умственных или физических способностей чада? В конце концов, как определить, подходящая это игрушка или нет?
Педагоги совместно с психологами разработали критерии, помогающие родителям определить «правильность» игрушки: соответствует ли она возрасту ребёнка; безвредна ли она; способствует ли она физическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка; развивает воображение, творческие способности, удовлетворяет потребностей познавать что-то новое; учит общаться с другими детьми; помогает в освобождении от страхов; дает возможность заниматься малышу тем, чем ему нравится; открывает для ребенка мир новых интересных игр.

За этими, казалось бы, общими, фразами в действительности стоят ценные указания к выбору хорошей развивающей игрушки. Стоит внимательно отнестись к тому, из какого материала сделана игрушка. Будет оптимальным, если в обиходе ребёнка будут преобладать игрушки из естественных, натуральных материалов, таких как дерево, ткань, глина, кость, шерсть и прочее. Многообразие фактур, нюансы естественных качеств (легкость–тяжесть, шероховатость–гладкость, тепло–прохлада) обогащают восприятие. Детям интересно не только играть такой вещью, но и просто держать её в руках, ощупывать поверхность, гладить. Натуральные материалы в отличие от искусственных несут больше информации – они тёплые, «живые», способные к изменению. Если игрушка деревянная, то важно, чтобы все её поверхности были тщательно обработаны. Если она цветная, то необходимо обратить внимание на то, насколько качественно её покрасили. Важно, чтобы краска ни в коем случае не облупливалась. Также будет лучше, если краска не обволакивает дерево, а пропитывает его, позволяя чувствовать текстуру материала.

В первый год жизни у детей начинают работать пять основных чувств, и игрушки должны способствовать тренировки органов восприятия. Детей привлекают игрушки ярких насыщенных цветов разнообразной фактуры и формы, издающие звуки (шум, голоса животных, мелодии, шуршащие и гремящие). Основной способ познания окружающего их мира в этом возрасте — попробовать игрушку на вкус. Поэтому игрушки должны быть сделаны из экологически чистых материалов, должны легко мыться, и в них не должно быть мелких деталей.
У малышей от года до трёх лет начинает развиваться мелкая моторика, которая тесно связанна со становлением речи. В связи с этим рекомендуются игрушки со шнуровками, пуговичками, замочками, то есть деталями, тренирующими работу пальцев. Это всевозможные пирамидки, кубики, фигурки людей и животных. Уже с года рекомендуется покупать конструкторы с крупными деталями. Игрушки для купания заслуживают, отдельного внимания. Они превращают ежедневную процедуру в веселую и занимательную игру.
С двухлетнего возраста приходит время приучать ребёнка к аккуратности и самостоятельности. Хорошо, если малыш будет иметь отдельное место в доме, где он может играть, а у игрушек будет свой домик. Игрушки следует организовать так, чтобы ребёнок понимал этот порядок: корзинка для мягких зверей, ящик для конструкторов и прочее – только так малыш сможет научиться поддерживать порядок в личном пространстве. Такие ценные игрушки, как фарфоровые куклы, вещи тонкой ручной работы лучше приподнять повыше над «обыденным уровнем», это формирует уважение и бережное отношение к ним. Игрушки не должны быть свалены кучами. Оптимальным вариантом будет, если у каждой куклы будет свое место, своя одежда. Игрушки для маленьких детей можно периодически менять, чередовать. Ребёнок после трёх лет прекрасно помнит все свои игрушки.

В три года наступает время знакомства с пластилином, красками, кистями и карандашами. В этом возрасте ребёнок начинает играть с куклами, которых сам воспитывает: кормит, балует, вместе гуляет, и которых укладывает спать. В это время появляются ролевые игры: в доктора, учителя, водителя и так далее. Восторженные эмоции у ребёнка вызывают пазлы с картинками из мультфильмов и мягкие игрушки. Важно, что в два-три года малышу нужна кукла достаточно крупных размеров (30–40 см) – с ней он может самостоятельно управляться. Если кукла и аксессуары (одежда, мебель и прочее) недостаточно большие, то ребёнок огорчается, что не может справиться с игрой (это связано с тем, что его моторика пока недостаточно развита).
К четырём-пяти годам основным видом деятельности ребёнка становится сюжетно-ролевая игра. Для этой игры становятся необходимы разнообразные фигурки зверушек и человечков. Желательно, чтобы игрушки-животные были знакомы ребёнку из личного опыта, а не только по книжкам. С одними и теми же игрушками малыш проигрывает разнообразные варианты, развивая свою фантазию и воображение.

Дети младшего школьного возраста сталкиваются с серьёзной задачей адаптации к школе. В этом возрасте (6-9 лет) им необходимы игрушки, помогающие сосредоточить внимание и развивающие волю к победе. К примеру, разные настольные игры, сложные конструкторы, игровые приставки, а также мягкие игрушки — персонажи любимых фильмов и мультиков, куклы с наборами одежды и мебели. Важно, что в возрасте 6–7 лет можно предлагать более миниатюрные куклы (~20 см и менее). В этом возрасте пальчики ребенка развиты, и он способен ловко манипулировать с мельчайшими деталями. В то же время необходимы подвижные игры на свежем воздухе для формирования правильной осанки и стойкого иммунитета.

Категория: Интересные публикации | Просмотров: 5040 | Добавил: cc-adm